СОДЕРЖАНИЕ

Зря вы ругаете Госуслуги

20.12.2021

Статья не несёт никакой смысловой нагрузки. Просто впечатления от того, как бывает сложно уехать в отпуск во время пандемии.

Собрались мы поехать в отпуск. С 01 ноября 2021 года Таиланд сделал шаг навстречу туристам и позволил с каким-то разумным карантином посещать прекрасное королевство. Да, запрещено выезжать из выбранной "карантинной" провинции, но Чонбури оказалось столь обширным по площади, что выезжать мы оттуда никуда толком и не собирались.

Всё, что мы хотели посетить было и так в нужных нам границах. Флажками на карте помечены гольф-поля, которые мы хотели бы посетить. И всё, что было из них стоящим – оказалось в нужных границах.

Оставалось немного – добраться как-то до Чонбури.

Обычно это были билеты и отели. Но на дворе пандемия и 2021 год. Попробуем.

Началось всё с отеля. Это было развлечением для сильных духом. Тайское правительство ввело какую-то сертификацию SHA и SHA+. Что это по итогу означает понять не удалось, поскольку с ноября эта сертификация отошла на второй план и заработала программа Sandbox.

По всей вероятности, для участия в этой программе отели должны были предпринять какие-то дополнительные действия. Кто-то предпринял, кто-то нет. Поэтому попытки забронировать отели, которые на booking были отмечены как SHA+ - закончились полным провалом и ответами от отелей о том, что "да, мы SHA+, но в программе Sandbox не участвуем, поэтому принять вас не можем".

Вначале мы совершили совсем лютую ошибку, но это просто от непонимания новых правил мироустройства. Мы размечтались провести карантин на Пхукете (где всё вроде было уже нормально отработано с программой песочницы), но упустили мысль о том, что в этом случае нам нужны были билеты "Россия – Пхукет", а мы купили билеты "Россия – Бангкок". Но по прилёту Бангкок нам положено отправиться на краткосрочный карантин. И уж точно без этого карантина нас не пустят на местный авиарейс Бангкок-Пхукет, где все уже должны быть проверены/вакцинированы/откарантинены. А жаль. Отель, который мы нашли на Пхукете – был прекрасен.

Ладно, отель мы как-то отменили. Без приключений не обошлось, но это мелочи. На всякий случай – имейте в виду, что на booking.com есть понятие бесплатной отмены бронирования. И это отмена обычно возможна до наступления какого-то срока, до приезда. Но вот загвоздка – существуют какие-то странные часовые пояса! И оказалось, что время до "бесплатной отмены" исчисляется в том часовом поясе, в котором находится отель, а не в том, в котором находится гость. По-своему, это даже логично. Но со стороны booking.com – не очень логично. Короче вопрос творческий. Имейте в виду!

Теперь нам нужно было найти отель в Чонбури. Мы забронировали через booking какой-то отель SHA+. Прошёл день или два. Из отеля ответили, что они не участвуют в песочнице. Мы забронировали другой прекрасный отель. Позвонили им, попытались уточнить – в песочнице ли они? Сложности русско-английско-тайского не привели нас к пониманию и через день мы снова получили отказ. Что-то явно шло не так и пыталось помешать нашему запланированному визиту.

Оказалось, что booking не готов к тому геморрою, который навязывается Таиланд своим гостям. Но к нему была готова agoda. Вот там уже были представлены отели, которые чётко и внятно позиционировали себя участниками песочницы. Жаль, что на наши даты их осталось всего-ничего и выбирать было вообще не из чего. Но какие-то номера нам найти удалось.

Судя по инструкции от системы ThaiPass, которую предстояло пройти как основной заградительный пункт от нашествия туристов на Тай – первое, что нам было нужно – это бронь отеля. И наконец мы нашли отель, который знал по какой именно форме данная бронь должна была быть оформлена!

Но это были просто тайцы. Они были в своём прекрасном настроении. Их даже тяжело упрекнуть…

Для начала я им позвонил. Спросил

– точно ли они в песочнице?

- Да, 100%!

- Как забронировать отель? Можно через booking?

- Да, пожалуйста! Но после бронирования мы пришлём дополнительные счета на оплату карантинных услуг.

Прекрасное решение! Бронирую. Сижу жду. Ничего не происходит сутки. Звоню им.

- Где подтверждение бронирования?

- А вам нужна песочница? Нет, через booking нельзя, только напрямую. Пишите письмо, рассказывайте что хотите получить. Мы пришлём бронирование и счёт на оплату.

- Но как же бронирование через booking?

- Это мы не знаем. Оно никому не нужно. Отменяйте. И билеты обязательно пришлите.

С билетами отдельная история… Я не хотел их оплачивать до последнего (пока не будет понятно, что нам всё подтвердили). Но Аэрофлот не хотел их и выпускать без оплаты. Поэтому пришлось смириться и оплатить все билеты.

Ладно, допустим. Пишу длинное пространное письмо о том, что бы я хотел получить. Сижу жду ответа. Часа 2-3. Догадываюсь, что это не так работает. Звоню.

- Видели письмо?

- Какое письмо? Пишите на такой-то адрес.

- Туда и написал. Видите письмо?

- Нет. А что хотели? Бронирование? Ладно, сейчас будем искать изо всех сил. Найдём – ответим!

Звоню через 30 минут.

- Нашли запрос?

- Да, нашли! Отличный запрос! Но не поняли, что вы хотите. Сейчас прайс пришлём. Что, описали всё что нужно? Не знаем. Сейчас прайс пришлём.

Прислали. Продублировал предыдущее письмо. Звоню через 15 минут.

- О, опять вы! Что хотели? А, email прислали? Сейчас поищем. Да, и точно! Прислали. Сейчас мы что-нибудь сделаем!

Эта галиматья продолжалась ещё какое-то время. Суммарно по логу телефона заняла 12 телефонных звонков. Скорее всего приблизительно столько же писем. Не буду их считать.

Но несмотря на потраченные 5-6 часов жизни – я получил бронирование отеля по нужной форме!

Это было реальное достижение!

Ещё несколько звонков/писем и мне удалось получить ссылку на оплату. И где-то через три часа после оплаты – получить квитанцию об оплате, которая является одним из существенных документов для подачи заявки на ThaiPass.

Тому, что я наконец закончил этот этап – я обрадовался несказанно. Поспешил обрадовать этой новостью и своих попутчиков. Казалось, что до счастливого завершения оставалось совсем немного!

Для того, чтобы подать документы на ThaiPass также были ещё нужны сертификаты о вакцинации и страховки. Какое-то время у меня ушло на то, чтобы собрать всю коллекцию документов друзей. Много что им не давалось. То страховку сделали на день меньше, чем нужно. То страховка только на русском языке. То сертификат о вакцинации какой-то не свежий (ГосУслуги видимо иногда меняют форму сертификата и возможно, что и QR-кода, хотя это не точно). Но в общем и целом – где-то часа за полтора мне удалось заполучить все недостающие документы.

И я приступил к самой ответственной операции – подачи документов на получения ThaiPass.

В целом для начала ничего не предвещало беды. Начиналось всё достаточно обыденно. "Введите имя и фамилию". Ну что могло пойти не так?

Оказывается, остроумные тайские программисты в форме ввода данных запретили вставку данных из буфера обмена! То есть все данные в форме можно ввести только вручную. Все имена, номера паспортов и так далее. Это мне показалось просто издевательством над нормальным человеком! Я сам не очень внимателен и поэтому предпочитаю по минимуму вводить вручную подобные данные. У меня заранее был подготовлен отдельный текстовый файл, в котором были собраны все данные всех участников поездки. Даже их я не вбивал вручную – я просто взял их из предыдущих поездок. В этом случае я был на 100% уверен в правильности этих данных. Написания имён на латинице, номеров паспортов, дат выдачи, дат рождения и остального.

И тут – запрет на вставку данных через буфер обмена! Больше похоже не плевок в душу, чем на какую-то осмысленную идею. Ладно, когда странным людям приходит в голову запретить копирование данных со страниц. Не знаю уж на что они рассчитывают, ну да бог им судья. Но запретить вставку данных?!?

После пяти минут шока и понимания того, что мне всё это не приснилось, я понял, что что-то нужно с этим делать. Самый простой вариант был – воспользоваться стандартным Autohotkey, который кроме всего прочего умеет преобразовывать текст в последовательность нажатий кнопок на клавиатуре. Ну и конечно же может использовать в качестве исходного текста содержимое буфера обмена. Скрипт был практически однострочным, поэтому его написание заняло секунд 40. Это было хоть и небольшой, но победой! Я решил, что теперь дело пойдёт на лад. Но не тут-то было.

Третье же поле под заполнение оказалось датой моего рождения. И здесь тоже явно потрудились какие-то программисты-миллениалы, которые даже не догадываются, что у человека, который пользуется компьютером – может не оказаться мыши. Нет, мышь у меня, конечно, была. Но они забыли предусмотреть даже теоретическую возможность ввода даты с помощью клавиатуры! То есть единственный вариант, которым можно ввести дату – тыкать мышью в кривоватый календарь, в котором отдельно нужно выбрать год из выпадающего select-box, отдельно выбрать месяц из такого же списка и после этого выбрать день месяца на календаре текущего месяца. Мало того, что эти операции ужасно медленны, так всё ещё и упирается в то, что из подготовленного файла с данными путешественников – опять ничего нельзя скопировать. При этом результатом работы этого прекрасного календаря (с корнями из react js) всё равно является текстовое поле dd/mm/yyyy, но ручная правка его запрещена. Но это же Таиланд! Это же буддизм! А в буддизме не хорошо желать кому-то зла. Так что пусть они все будут здоровы! Но чтобы вы понимали – дат, которые нужно было указать на каждого путешественника – было неслабое количество. Дата рождения, выдачи паспорта, окончания действия паспорта, дата прилёта, дата первой вакцинации, дата второй вакцинации, дата окончания бронирования карантинной гостиницы, дата выдачи страховки. И было бы неплохо не ошибиться ни в одной из них.

Ладно, простил им и это. Двигаемся дальше.

Загрузите скан паспорта. Ну что может быть проще? Выбираю в подготовленных документах нужный заграничный паспорт и пытаюсь его загрузить. Нет? Почему? Мы принимаем данные только в формате JPG и PNG. Да ещё оказывается, что нужно предоставить не полный скан разворота паспорта, а только той страницы, на которой реальные данные. Без дополнительных полей и прочего. Звучит немного неудобно, но возможно, что подобный подход действительно позволяет как-то автоматизировать или хотя бы просто ускорить обработку этих анкет.

Как провести эту операцию проще всего? Тут нам на помощь приходит ShareX. Он просто прекрасно справляется с поставленной задачей! Как обойтись без него? Непросто, но, наверное, решаемо... Но он, благо, был под рукой.

Прорвались с паспортом. Дальше данные о вакцинации от COVID-19. Тут нужно загрузить сертификат о вакцинации отдельно и QR-код отдельно. Беда, правда в том, что сертификат о вакцинации двухстраничный. Но при ближайшем рассмотрении - на второй странице pdf-файла никаких полезных данных не наблюдается, поэтому его можно исключить. Обошлось. Прорываемся дальше.

Данные о бронировании отеля. То, бронирование, что прислал отель было в формате pdf, на трех листах. Но, как и в сертификате вакцинации – значимой была в основном только первая страница. Но я точно помнил, что в требованиях к документам на получение ThaiPass точно звучала мысль "бронирование отеля и подтверждение оплаты этого бронирования". Поэтому я с чистой совестью загрузил в систему вначале первую страницу бронирования, и потом дополнительно загрузил квитанцию об оплате. И тут случилось странное... Оказалось, что нельзя загружать больше одного документа. То есть больше одного jpg/png. То есть загрузить второй – можно, но он стирает первый. Это завело меня в некоторый идеологический тупик. То есть можно загрузить или бронирование отеля или квитанцию об оплате. Но одно без другого, с точки зрения здравого смысла – бесполезно. Никаких пояснений в форме загрузки данных нет. Что делать? Ну в целом мысль понятна – нужно объединить два jpg в один и загрузить его. И вот тут возникает творческий вопрос – а как это сделать обычному человеку? Нет, если вы мастер фотошопа, то скорее всего особых трудностей у вас не возникнет. Но что делать, если вы обычный средненький пользователь компьютера? И Photoshop никогда не входил в круг ваших интересов?

Не знаю. Что-то я на этой мысли споткнулся и понял, что я чего-то не понимаю. Так они туристов заманить не смогут – тем просто не удастся пройти заполнение этой формы.

В общем, как-то объединив в Photoshop эти картинки я загрузил результат в форму. И перешёл к следующему пункту...

Дальше была страховка. Нужно указать её номер, дату выдачи и загрузить саму страховку. И вот тут уже был практически реальный тупик. В страховке было 4 страницы относительно мелкого текста. При этом было не очень понятно, что именно является существенным для тайцев. Сумма – на одной странице. Упоминание COVID-19 – на другой. Перечисление стран действия страховки – на третьей. Я начал клеить скриншоты страховки... Это вот реально непростое развлечение! Я не большой профессионал Photoshop, но считал себя уверенным пользователем начального уровня. Так вот – операция по адекватной склейке четырёх jpg – не самая простая. Она занимает какое-то приличное время... Их нужно вырезать, выставить, выровнять по размеру, кропнуть, сохранить... Нет, всё это не катастрофа. Но у меня впереди было ещё четыре попутчика, для каждого из которых мне предстояло выполнить весь этот путь. А честно говоря, уже заполняя только свою анкету я потратил суммарно больше двух часов.

Может я тормоз? Или мне мешало виски? Не знаю. Но где-то к 23:30 я наконец заполнил форму ThaiPass до конца, перекрестил её и нажал "Отправить". В надежде, что я нигде не ошибся на лютых просторах этой формы.

И тут случилось странное...

В районе кнопки "Отправить" появилась увлекательная надпись "server API error". То есть при загрузке моей формы на сервер возникла какая-то ошибка. Что это за ошибка было не понятно. И почему она возникла – было не понятно. Странно, но на фоне всех остальных идеологических сложностей этой прекрасной формы – не случилось того, что должно было случиться! Данные формы - не сбросились! И кнопка "отправить" была всё ещё доступна. Было странно. Но я попробовал отправить форму ещё раз. Ошибка осталась той же. Я попробовал отправить форму ещё. И ещё. Поскольку нервы уже не выдерживали, да и виски, хоть и способствовало переходу в буддизм, но всё-таки не могло сдержать всю бурю эмоций этого дня, я отправил форму раз 15-20. Но ошибка не менялась.

Я замер в размышлениях. Я понимал, что последние два часа точно потрачены впустую. Но обидно было не столько это – было не понятно, что делать с заполнением форм вообще дальше.

И тут случилось странное. На почту пришло последовательно два письма о том, что заявка на ThaiPass от моего имени принята. Как это случилось?!? И почему именно два письма? Почему не одно? Или не двадцать? Но нет, писем было именно два. Что же это значит? Выходит - так или иначе заявки принимаются. Значит нужно подаваться. Но нервы были уже ни к чёрту. Я всё бросил, проклял этих программистов с их формой и ушёл спать.

С утра я, как это не странно, проснулся в куда более буддистском настроении, чем был вечером. Странно, мне казалось, что виски было вполне буддистским напитком... И мне нужно было что-то делать с заполнением форм остальных путешественников. Я был в дзэне. Я был готов.

В начале пути мне нужно было что-то сделать с тем, что все документы изначально были в pdf. Это немного подкашивало. Чем сконвертировать pdf в jpg? Коллеги говорят, что для этого подходит Photoshop. Не знаю. У меня получалось скверно. Одну страницу – да, может быть. Но для многостраничного документа этот вариант не подходит. Можно попробовать дальше возиться со скриншотами. Но это как-то криво, не технично и очень приличная вероятность допустить какую-то ошибку на таком количестве документов.

И тут меня прилично выручил ImageMagick. Я не ожидал от него, но он вполне был готов работать с pdf. Я верил, что он отлично работает с растром. И может даже слегка с векторами, но чтобы pdf? Спасибо им. В результате возни длиной минут в 20 я вполне сносно научился конвертировать многостраничные pdf сразу в jpg, на котором в горизонтальной плоскости были склеены все страницы в очень пристойном разрешении. То есть конвертация той же страховки уже занимала не 15-20 минут, а 15-30 секунд в полностью автоматическом режиме.

Я заранее подготовил все сертификаты о вакцинации, сконвертировав из pdf только первые страницы. Сделал дубли jpg, которые уже прошёл с помощью Photoshop для того, чтобы полноценно кропнуть QR-коды. Но в таком варианте это заняло от силы минуту. Не нужно было ни о чём думать – файлы уже имели свои финишные имена и оставалось из только открыть, отредактировать, сохранить и закрыть.

В общем и целом, на всю возню с документами пяти человек у меня ушло около полутора-двух часов. Это было вполне разумно, если накануне я на заполнение одной формы потратил больше.

При условии, что все документы были подготовлены, файлы данными путешественников был готов заранее – ничего уже не мешало. Если бы не этот дурацкий способ вбивания даты через календарь – всё вообще бы встало на свои места. Но, как бы там ни было – дело пошло на лад. В целом, на заполнение формы на одного человека уходило спокойные 7-10 минут. И вы знаете, что поразительно – с утра никакой ошибки "server api error" уже не было.

Напомню, что путешественников было всего пятеро, включая меня. Я заполнил и засабмитил формы на четверых. Всё получалось настолько легко, что я поверил в себя и решил ещё раз заполнить форму на себя. Тем более, что я понял, что допустил при заполнении своей формы одну ошибку – при заполнении информации о страховке я неправильно перевёл название поля и предположил, что это дата окончания действия страховки. Ну и на мой взгляд – подобная дата могла бы принести какую-то пользу при обработке анкеты. А вот уже на следующий день, на трезвую голову, я понял, что это дата выдачи страховки. Зачем дата выдачи страховки в этой форме? Предполагаю, что это была фантазия программиста. Потому что пользы в такой дате быть не могло. Ну да их бог им судья.

Так вот – я решил ещё раз заполнить форму на себя. Это было уже быстро и просто. Заполнил, нажал "отправить". И вы знаете? Да, всё так и есть. "server API error". Стало немного обидно. Что это? Почему это? А! За что мне это?!?

Решил попробовать полистать форумы. Может вселенский разум знает ответ? И искал я не долго. Оказалось, что я совсем не первый. И на эту тему есть рекомендация тайского консульства! Но вы не поверите! Рекомендация звучит так – для браузера Google Chrome (а он, кстати, единственный браузер, с которым гарантируется нормальная работа формы, то есть она под него и разрабатывалась) необходимо поставить любой плагин, который будет обеспечивать работу функции "CORS unblock". Врать не буду, я не очень долго разбирался что это, то это явно касалось снятия запрета на формирование ajax-запросов на домены, отличные от того, с которого загружена страница. Такая проблема у программистов в целом существует, но она обычно решается с помощью простейших проксирующих скриптов на основном домене. Но это явно было не в этом случае!

Прослезившись от прекрасного решения, которое было найдено тайскими программистами, я установил какой-то из подходящих плагинов и решил сразу попытаться заполнить форму на себя ещё раз. И да! Точнее нет. Лучше не стало. Форма не засабмитилась. Но теперь вместо "server api error" у меня красовалась вполне адекватная ошибка, типа "Вы уже подали заявку на ThaiPass дважды. До рассмотрения существующих - больше заявки от вас не принимаются."

Не могу сказать, что это сообщение принесло мне какую-то глобальную пользу. Но стало понятно, что они от меня хотят. Или, скорее, уже не хотят.

Но меня было не сломить! Уж если я что решил, то выпью обязательно! У меня был второй заграничный паспорт, а это, по сути, был единственный документ, по которому они могли внятно идентифицировать заявку.

Для начала я напряг всё тот же нелепый отель на перевыпуск брони отеля с указанием другого номера паспорта. Это они вполне смогли сделать, даже без дополнительных напоминаний, и не так уж медленно. Всего часов за пять рабочего времени. Но я уже не так сильно спешил. И получив этот прекрасный документ, а также проведя в целом подготовку документов на новый паспорт – я попытался их загрузить в ThaiPass. И тут всё прошло с первой попытки! Никаких сложностей не возникло и данные были приняты сразу. Что хотела система приёма заявок в первый раз – останется загадкой теперь уже навсегда.

Я подумал, что сделал всё что мог. Теперь остаётся только ждать. Вариантов нет. На форумах писали, что можно начать нервничать и писать на все адреса техподдержки и прочие адреса консульства. Но мне кажется, что глобально это не должно было ничего поменять. Тем более я был в не таком уж и плохом положении – до поездки было ещё дней 10-12, а тайцы обещали в своих документах рассмотреть мои заяви в течение 7 рабочих дней. В целом – я укладывался. И я решил забить, потому что без получения ThaiPass – остальные действия по бронированию отелей и прочего – не имеют вообще никакого смысла.

И вы знаете... Прошло что-то дня два. Может три, но скорее два. И я вижу в почтовом клиенте письмо из консульства! Открываю его и вижу прекрасную радостную новость о том, что мне одобрили мою форму и предоставили ThaiPass, а также QR-код, который является к нему ключом. Но только один и только мне. И было видно, что это был ThaiPass, который я запрашивал на первый паспорт. По форме, которая была заполнена скриншотами, да ещё и с ошибкой. И ничто не дрогнуло у тайцев, и они одобрили эту заявку.

А ещё через пять минут на почту свалилось ещё пять положительных решений по заявкам. Все мои попутчики получили одобрение и даже мой второй паспорт получил это одобрение. Это была прекрасная новость, которую мы ждали около двух лет пандемии – нам можно было снова выбраться в Таиланд.

В целом основная часть приключения у нас, вроде как, была позади. У нас были билеты, бронь sandbox-отеля, ThaiPass. Вроде помешать нам не должно было ничего.

Да, оставалась ещё возня с тем, что нужно было забронировать отели на пост-карантинные даты. Это было не просто, но это было относительно творческим выбором. Он был немного подпорчен тем, что на отели был явный ажиотаж и в очень многих отелях, которые были интересны, уже не было мест на нужные даты. Но это в целом было терпимо.

Нужно было что-то сделать с арендой автомобиля. В противном случае жизни в Чонбури нет. Это был по-своему интересное приключение, которые закончилось странновато. Нет, оно ещё не закончилось (я пишу это в дороге), но предполагаю, что продолжения не будет. Так вот...

В Тае всё относительно сложно с сетевыми прокатными конторами. Они очень дорогие по местным мерками. И выбор автомобилей достаточно бедный. Хотя за последние несколько лет ситуация по выбору немного поменялась в лучшую сторону. Поэтому все предыдущие разы мы не брали машины в Чонбури у сетевых компаний, а брали, уже приехав на место у местных, локальных прокатчиков. Это всегда было сильно дешевле. Мы ни разу не попадали ни в какие автомобильные приключения за все наши поездки, поэтому рассказать про работу страховки не могу. Но в целом всё выглядит пристойно.

Но в этот раз было немного боязно надеяться на местных прокатчиков – было не понятно, кто из них пережил пандемию, а кто окончательно закрылся. Поэтому я решил подстраховаться и заказать машину заранее.

С прошлых поездок в памяти остался rentalcars. Честно говоря, от них осталось не лучшее впечатление, хотя вот какого-то лютого криминала и косяков почти не было. Да, Europcar не смог найти заранее забронированную машину. Но чья из них это была вина – скорее всего Europcar. Но осадок остался, и я хотел попробовать что-то новое.

Попробовал через Тинькофф поискать прокатные машины. И наткнулся на то, что сейчас Тинькофф работает в партнёрстве с economybooking. Ну вроде внятные же люди (Тинькофф), наверное, они о чём-то подумали? А когда за меня кто-то подумал – я всегда очень рад!

Посмотрел, ассортимент в economybooking получше, чем в rentalcars. И цены вроде немного пониже. Прекрасный выбор! Оформил бронирование на Toyota Camry в меру свежего года, оплатил какой-то аванс и понадеялся, что на этом мои приключения исчерпаны. Но хрен там плавал...

Начало было простым – "Простите, в Budget нет Toyota Camry на нужные даты. Да и ни у кого нет. По классу можем предложить только Nissan Tersa от CarDriveRental. Ценник ниже на пару долларов". Ценно, конечно, но ладно. Tersa на фотографии был вроде сносен. Пять человек должно было туда влезть. Пёс с ним, сойдёт. Подтверждаю изменение бронирования.

И тут бы истории может и закончиться бы... Может дальше бы всё сложилось не так уж и плохо. Но у нас немного поменялись планы на наши перемещения по Таю и мне понадобилось изменить срок бронирования автомобиля. Ну просто немного сократить. Изначально он был с 4 по 18 декабря, а понадобилось его сделать с 4 по 13 декабря. Вроде простейшая операция, и я даже не подумал, что она окажется столь нетривиальной.

Прежде, чем что-то предпринимать, я полез посмотреть какие вообще машины остались в прокате на нужные мне даты. Ни у одного из агрегаторов к этому моменту на нужные мне даты не осталось ни одной внятной машины, в которую могли бы сесть 5 человек. Это в лучшем случае был Toyota Yaris. Нет, туда можно влезть. Но комфортно не будет.

Стало понятно, что новое бронирование мне не светит. Остаётся только менять старое, слегка сокращая его. Я зашёл на economybooking и обнаружил, что там отсутствует кнопка "изменить бронирование". Есть только "отменить". Это несколько удивило меня. И в этом удивлённом состоянии я обнаружил московский телефон поддержки, на который и стал звонить. Мне сразу ответила милая девушка Валерия, которая вызвалась помочь мне с изменением бронирования. Но как-то её энтузиазм резко погас, когда она проверила, какие машины доступны для бронирования на нужные мне даты. Оказалось, что почти никаких. И тут выяснилось, что вообще нет никакой возможности изменить бронь – можно только отказаться от неё и сделать новую. И это мероприятие стоит 18 EUR. А вот просто отказаться от существующей брони стоит 75 EUR. Ну или можно перевести деньги за бронирование на какой-то ваучер, который потом будет истекать какое-то время, ещё какая-то каша. Короче впечатление было сильно испорчено. Нет, вы не подумайте, они не пытались меня обмануть! Информация о штрафах написана в правилах аренды. Но когда ты привыкаешь к хорошему – не всегда вовремя обращаешь внимание на подобные вещи. Точно сам дурак. Без вариантов. Но в эту компанию за арендой машины я уже точно не вернусь. Ассортимент некорректный, цены по итогу те же, что у конкурентов, штрафы за отмену. Не впечатлили. Но есть косяк – бронь машины у меня уже есть. Её можно отменить, но другую бронь мне никто давать не хочет. А мне нужно уменьшить срок аренды только для того, чтобы немного сэкономить. Но если я отменю бронирование, то может я и сэкономлю, но останусь без машины. Странный способ сэкономить.

Ладно, подумал я, попробую поискать какие-то сайты местных не сетевых прокатчиков. Может там мне повезёт. Раньше не везло, но всё понемногу меняется...

И вы знаете... А там правда появились какие-то живые представительства. Для начала мне попалась ссылка на Pattaya Car Rental. Прекрасный сайт. Простенько, но со вкусом. Четыре человека персонала – два ремонтника, две девочки-менеджера. На сайте телефоны, WhatsApp, Viber, и т.д.

Написал им. Не очень попал в рабочее время. Не ответили. Но утром ответили и завязался вполне оживлённый диалог. Жаль, правда, диалог зашёл относительно быстро в тупик, поскольку на нужные мне даты не было никаких приличных машин. Но в целом было вполне внятно и оперативно.

Вторыми попались MAKS. На сайте также – телефоны, WhatsApp, Telegram. Живые фотографии всего парка машин. Мило. Немного смущает то, что персонал русскоязычный. Но по-своему от этого, конечно, становится удобнее. За полчаса мы согласовали вариант аренды, который меня устроил. Получилось не сильно дешевле, чем через economybooking на тот же срок (но дешевле), но всё было внятно и по делу. По факту всё закончилось прекрасно. Впечатления от начала и до конца были приятные. Честно говоря, немного расстроили состоянием машин... Mitsubishi Pajero Sport с пробегом 210 тысяч. Да, ему уже не очень в 210 тысяч. Но тут вам не Германия, чтобы в прокате были новые автомобили. А жаль. Отдельно порадовали тем, что за дополнительного водителя не просят денег. Почему-то сетевые компании просто реально пытаются на этом заработать. Хотя идея непонятна – какая разница для страховой кто в этот момент за рулём? Если за рулём второй водитель, то значит за рулём нет первого водителя. Результат явно тот же. Но может быть я чего-то и не понимаю.

Заранее заказал ещё аренду джипа-пикапа через rentalcars, через Budget, в аэропорту Кхонкэна. На 5 дней. Rentalcars протянул 7 дней с момента заказа и отменил моё бронирование, как недоступное. Никому нельзя верить… Спасибо нашему гиду, который смог договориться с местным прокатом Kaen Nakorn Carrent. Из приключений с этой прокатной конторой – мы прокололи колесо на машине. Домкрата в машине не нашлось, но у нас с собой был. Так вот они были в лютом ужасе от факта того, что мы умудрились поставить сами запаску. И отказались возвращать залог за аренду (залог был наличными), пока не выяснят что именно мы сделали с колесом. Хорошо, что у нас был запас по времени почти в сутки. Они успели выяснить, что бед там было на 400 рублей шиномонтажа. Залог вернули на следующий день, как раз перед нашим отлётом.

Но беды мои на этом не кончились. До Кхонкэна нужно как-то добраться. Наш выбор всегда был flight.google.com! Вроде внятно, очень отзывчиво и по делу. Единственный косяк – я замечал это иногда и раньше – в случае работы со странными авиакомпаниями нельзя ориентироваться на показывающийся ценник. А ценник просто прекрасен! Билет в две стороны авиакомпанией Thai Smile – 4000 рублей на человека. А билет VietJet – 2300 рублей на человека. Ну как тут не повестись? Это же прекрасная Азия! Почти бесплатные перелёты!

Жаль только, что при ближайшем рассмотрении за эти деньги нельзя провести багаж. Только ручную кладь. А как только добавляется багаж, то стоимость билета меняется просто разительно! В итоге получилось что-то больше 8000 рублей на путешественника. Нет, не катастрофа, но всё-таки обман налицо. А вот выбрать объём багажа на flight.google.com нельзя. Но ладно. Мы их любим не только за это. Прорвёмся.

Ладно, нужно заказывать билеты. По времени вылета туда/обратно идеален VietJet. Можно заказать через кого-то из агрегаторов, можно заказать напрямую на их сайте. Он вполне живой. Попытки скроить пять копеек за счёт агрегатора – провалились. Но точно всплывала потенциальная сложность с багажом, поскольку эти опции на агрегаторах не всегда очевидны. А на родном сайте всё было прозрачно.

Начинаю заказывать билеты на родном сайте. Даты, пункты, количество пассажиров, тарифы... Вроде всё внятно и по делу. Немного затормаживаюсь на некоторых пунктах, чтобы их осознать, но всё относительно внятно. И вот начинается беда... Форма, для заполнения информации о путешественниках. А у меня выбрано за раз пять взрослых. Много данных. Но это было ожидаемо. А вот что не было ожидаемо – это уже знакомый нам календарь на js-react, который нужно заполнять мышью. Нет слов. Одни междометия. Но дат не очень много – только даты рождения. Хотя всё равно неприятно.

Прилично намучался с полем адреса. Введите ваш адрес. Но ограничение на длину поля в 50 символов. Вы пробовали ввести ваш адрес в мировом формате, начиная со слов Russia, а ещё хуже – с индекса? Вероятность, что вы уложитесь в 50 знаков латиницы, как мне кажется, равна нулю. Представьте себе "199397, Russia, Saint-Petersburg, Korablestroiteley str.". Так вот – я не указал ни номера дома, ни квартиры, ни корпуса. Ничего. А это уже 56 знаков. Смешные, короче, программисты. Но по сути – им этот адрес ни к чему. Я вписал туда самый короткий адрес одного из пяти путешественников. Если они что-то пришлют, то всё ему.

Ладно, заполнил волшебную форму с данными.

Но не тут-то было. Предлагают выбрать места в самолёте, чтобы было удобнее. Начинаю изучать самолёт. Airbus A320. В сети информации про него на службе у VietJet нет никакой. Не понятно - как выбирать места. Немного потупив - сдаюсь и выбираю просто места рядом друг с другом. Ну возможно я попаду на эвакуационный выход и будет немного поудобнее. Но это не точно. Подтверждаю данные о местах для всех пассажиров. Это тоже занимает время.

А не хотите ли заказать перекус в дорогу? Не дорого - $5 на человека. Ну почему нет? Пока я полистал меню, пока выбрал что-то для всех подходящее, пока выбрал на всех. Не просто. Ну да ладно. Еду, кстати, в итоге так и не привезли в самолёт. И понять почему её не привезли мы тоже не смогли. Но обещали вернуть деньги. Нужно сделать что-то для этого…

Вроде всё заполнили. Может ещё подарки на борту? А, нет, это местный рейс, тут подарков не будет. Простите.

Перейти к оплате? Отличный выбор!

Вот тут вот важная мысль всей этой истории – между этапами осуществляется переход на следующую страницу. То есть это не одна форма. Это последовательные формы на разных страницах. Кто в теме – поймёт.

Оплата. Ну тут всё просто? Кредиткой? Хорошо. Мастер-кард? Хорошо! Немного кривая форма и гугловая карта плохо вписалась в форму? Ну бывает. Поправил руками.

Оплатить?

Too much time. Session is expired. Try again.

На экране чистая форма для ввода даты перелёта.

Что?!? Полтора часа в унитаз?!? Долбаные буддисты! Чтоб этим программистам на бейсике обработку этих сайтов писать оставшуюся жизнь! Дерьмо...

Ладно, повторное заполнение вообще всего. Честно говоря – уложился где-то минут в 20. Уже всё знал, нигде не застревал. За 20 минут сессия не истекла и всё закончилось хорошо. Но осадок... Осадок от этого геморроя никуда не денется.

Но это же ведь VietJet. Что взять с вьетнамцев? "Где раньше финский рыболов, убогий пасынок природы, бросал в неведомые воды свой ветхий невод..."

Давайте про что-нибудь более близкое и родное. Аэрофлот! Это же кладезь чудес!

Кстати, честно говоря, к покупке билетов на сайте Аэрофлота претензий почти не было. Всё было относительно внятно. Странная сортировка стыковочных рейсов на выбор – реально неудобно, но потерпеть было можно. Невозможно объединить несколько бронирований в одно и дальше работать с ними вместе. Но это почти ни у кого невозможно. Только финны постарались и сделали адекватно. Но терпеть можно. Но вот дальше всё становится странно... И криво. И неочевидно.

Хотя нет, вру. Был один неприятный момент. После заполнения всех данных о пассажире (и как обычно потраченном на это прилично времени, хоть и без тайских приколов), Аэрофлот предлагает докупить страховку на перелёт, дополнительные места багажа и что-то ещё. Так вот – покупка страховки по умолчанию включена! Если вы этого не замечаете, то бронирование сразу оформляется со страховкой. И поменять дальше можно много чего. И багаж докупить, и меню выбрать и куча разных ещё опций. Кроме одной – нельзя отказаться от страховки. Единственный способ отказаться от страховки – отменить бронирование и начать заполнять всё заново. Но за страховку они попросили 800 рублей. Я отказался за 800 рублей всё переделывать. И какое-то гаденькое чувство, что тебя обманули – так и осталось со мной.

Заканчиваем оформление билета. Появляется бронирование. В нём вся введённая информация, можно всё проверить, разослать кому-нибудь... На оплату данного бронирование 2 часа. Или 1.5. Не помню уже сейчас. В целом – удобно. Маловато 1.5 часа, но жить можно. Так вот... Если заказать перевозку спортивного инвентаря в рамках данного бронирования, а в нашем случае это были гольф-клюшки, то время на оплату бронирования вырастает до 24 часов! Офигенно удобно! 24 часа! Но за что такой подарок? Может быть, они в эти 24 часа должны согласовать перевозку спортинвентаря? Да хрен там плавал – они его согласовали только через 4 дня. За что же такой подарок в 24 часа? Я не знаю. Это осталось загадкой.

Следующей загадкой осталась информация о согласовании спортинвентаря. В экономе разрешённый вес багажа 23кг. В бизнесе – 32кг. В подтверждении на разрешение на перевозку спортинвентаря – 15 кг. Почему? Почему 15кг, если этот инвентарь считается полноценным багажным местом и отнимает его из допустимого количества в рамках тарифа? Почему 15кг?!?

По итогу вообще никто не обращал внимание на вес гольф-бэгов. Мы набили их разным барахлом и некоторые достигали 30кг. Но это вообще никого не смутило. Тем более странно – зачем тогда писать 15кг?!?

Отдельно хочется передать привет автору вот этого вот текста. Уверен, что его читают все пассажиры, которые ищут информацию о правилах перевозки багажа. Я вам честно сознаюсь – я считаю себя неглупым человеком. Но я, блин, не понимаю, что написано в этом абзаце. Я прочитал его много, много раз. Я не понимаю, что они хотели сказать. Может они буквы экономили? Им нужно было уложиться в какое-то количество букв, как в адресе VietJet, и они не могли написать внятнее?

Место… Которое включается в установленную норму бесплатного провоза. По количеству. Но без учёта габаритов. Простите, но что именно могло помешать написать какую-то прозрачную формулировку типа "данный нестандартный багаж считается обычным местом багажа (как простой чемодан), но его перевозка требует предварительного согласования из-за нестандартных размеров". И всё! И всё встало на свои места!

Ну и последней каплей, почти добившей мою психику, была идея с выписыванием посадочных талонов. Нет, друзья меня пытались убедить, что это вообще всё зря и что посадочные талоны нам всё равно дадут на регистрации. Но мне казалось, что нужно всё до конца проверить и убедиться, что никто нигде не ошибся. Так вот – я хотел убедиться в том, что при достаточно короткой стыковке в Москве, нам не нужно будет забирать багаж и регистрировать его заново. Трудно сказать, почему именно эта идея пришла в мой мозг. Но она туда пришла так или иначе. И нужно было её выгнать. И тут Аэрофлот по своей инициативе прислал письмо о том, что началась регистрация на рейс. Я подумал, что, если я увижу два посадочных (нет, вы не подумайте, ничего не предвещало беды, их должно было быть два!), то всё будет точно хорошо. Я нажал на кнопку "зарегистрироваться на рейс", согласился с условиями того, что я не буду везти взрывчатку и получил посадочный талон. Один. До Москвы. Это ввело меня в ступор.

Итого, получается, что второй посадочный мы получим только в Москве. Если это так, то багаж будет зарегистрирован тоже только до Москвы. А стыковка в Москве меньше двух часов (да и в итоге, кстати, первый рейс задержался, и стыковка ещё значительно укоротилась). И получается, что за эти два часа нужно и забрать багаж, который будут непонятно сколько выгружать, и зарегистрироваться его обратно... Фиг знает – успеем или нет? Неочевидно.

Нужно было себя как-то успокоить. Попросил супругу позвонить в Аэрофлот и спросить - что это за дерьмо. Было развлекательно. И дозвониться туда не просто. И интеллект отвечающих просто поражает. Я не знаю – часто ли люди расстраиваются в схожей с моей ситуацией. Но после того, как эта проблема была сдана оператору Аэрофлота – та ушла выяснять из-за чего подобное могло произойти. Это заняло минут 10-15. За десять минут барышня смогла выяснить, что оказывается регистрация была открыта Аэрофлотом только на первый рейс до Москвы. А вот на второй рейс до Бангкока регистрация ещё не открыта. Поэтому при online-регистрации пассажир регистрируется на всех полётных сегментах, но вот посадочный ему могут выписать только на те рейсы, до вылета которых осталось менее 24 часов!

Блин, вас чё, покусали тайские программисты? Тем же финнам вообще всё равно на что выписывать посадочный. Ещё лет 7 назад, даже при стыковке в 36 часов - им вообще ничего не помешало выпустить посадочные сразу на все полётные сегменты за сутки до начала первого рейса. Но Аэрофлот не справился. Детский сад какой-то.

Но это всё лирика. У меня были билеты и ThaiPass!



Долго ли, коротко ли…

Чудо наконец случилось!

Мы наконец прилетели в столицу королевства!

Было боязно – всё ли нормально пройдёт на месте с нашими документами? Не будет ли какого-то сбоя? Какие будут ограничения по отношению к нам в реальности?

Все опасения в большей части были лишними. По прилёту всех рассадили по стульчикам в коридоре, проверили наличие нужных документов (у всего самолёта вроде всё оказалось нормальным) и оперативно пропустили через какой-то сканер QR-кодов. К документам не придирались вовсе. Было впечатление, что сошёл бы любой похожий документ, даже копия, даже не с той фамилией. Всё было в большой спешке и качество проверки откровенно страдало.

Яркое впечатление – в аэропорту очень мало людей. Суварнабхум всегда был очень многолюден... А здесь рейс Аэрофлота занял по прилёту целиком какое-то одно из крыльев, где и проходили процедуры только с пассажирами этого рейса. Было странно. Но дальше было и того меньше людей. Паспортный контроль был вообще свободен. Такого не было никогда. В итоге вместе со всеми новыми проверками мы прошли быстрее, чем раньше, когда этих проверок не было.

Кстати, на обратном пути было ещё более жутко. Огромный duty free на вылете из Таиланда был реально закрыт на 95%. Какие-то единичные магазины как-то держались, но большая часть была не просто закрыта, а даже зашита защитными панелями. Тяжело им дался карантин...

На выходе из зоны выдачи багажа нас встретил трансфер до отеля. Он был явно аэропортовый, заказанный для нас отелем. Никакого приключения не было, нас даже выпустили покурить в город перед трансфером.

В отель мы прибыли немного с чёрного хода. Это был явно карантинный въезд, но всё было достаточно условным – коридоры были общими, лифты общими. Только встречающие люди в каких-то поделках под скафандры вызывали оторопь. Но они взяли тесты ПЦР и отправили нас в номер на карантин.

Карантин... Это было ужасно! Нас заперли в номере закинув туда немного еды и воды. Но вот беда – они туда не закинули ни пива, ни рома. Это было катастрофой. Никакие наши попытки подкупить местный персонал не увенчались ничем. Мы предположили, что это было связано с тем, что местные подстраховываются на случай, чтобы при положительном ПЦР – пациенты не были пьяными. Но эта мысль разбивалась вдребезги об идею того, что все нормальные туристы затарились ещё в duty free. Не понятно. Но мы то не нормальные, нам и в голову не пришло что-то купить в Москве, чтобы выпить это в Таиланде. Итого, мы остались на весь карантин без спиртного!

В целом – можно было бы сбежать. Нас толком никто не охранял. Кому мы нужны? Но было немного боязно... Нажаловались бы они на нас кому-нибудь и как знать, что бы было дальше...

А карантин был длинным... Мы оказались в отеле в районе 14:00, а местные в переписке сильно путаясь, никак не могли сказать – то ли наш карантин до 8:00 AM (утро следующего дня), то ли до 8:00 PM (вечер этого дня). Я уже было собирался в начале девятого вечера закатить им скандал, но не смог – уснул. А проснувшись в районе 9:00 следующего дня, я обнаружил в почте уведомление "You results is negative", датированное 7:05. То есть мы проспали окончание нашего карантина.

Тут мы уже уверенно вышли из номера и отправились в сторону лобби. Там мы нашли милую девушку, которая засветилась в предыдущей переписке, по имени Пхантанамун. Она же оказалась доступной под псевдонимом Ню-Ню. Именно она занималась всеми разборками, связанными с карантином и тестами. Она нам очень обрадовалась! Это было уже похоже на Тай и его милых жителей. Немного страданий над компьютером, жалоб на ужасную работу всех систем, которые связаны с карантином – и случилось чудо! В установленном нами на смартфонах приложении MorChana – наш QR-код перешёл из оранжевого состояния medium-risk в серенький режим low-risk. Хотя так повезло только четверым из пяти наших попутчиков. На пятом систему заклинило окончательно и его код стал серым только ещё через четыре дня. Мы немного понервничали, но у нас были на руках бумажные документы с отрицательными ПЦР-тестами, так что мы решили, что мы справимся.

И всё. Это был весь карантин. Мы были вольны валить куда нам заблагорассудится в пределах огромной провинции Чонбури.

К чести тайцев, отдельно хочется заметить, что вот прямо с первого нашего шага на тайскую землю и до момента отлёта – практически все тайцы были в медицинских масках. Без масок было несколько человек, которые рубили сахарный тростник в поле. И ещё одна барышня в последнем отеле в какой-то момент опустила маску ниже уровня носа. Я не шучу. Я не видел тайцев, которые бы как-то пытались обойти "масочный режим". Даже эту барышню в последнем отеле я не могу особо упрекнуть, поскольку на улице была такая странная температура и влажность, что у меня маска намокала минут за пять. Но я как турист мог себе позволить какие-то вольности... А барышня на ресепшне держалась реально до последнего!

Тайцы молодцы... Даже когда мы включали телевизор – все тайцы в телевизоре были в масках! Ведущие, гости программ, корреспонденты на улицах – реально, в телевизоре тоже все были в масках!!! Пара нелепых нажатий на пульте телевизора и появляется какая-то программа Малахова, в которой какие-то люди пытаются определить кто от кого - кого родил. Ни на сцене, ни в зале не было ни одного человека в маске. Абсурд. Как можно требовать носить маску всё население страны, если, включив один из центральных каналов всё это население прекрасно видит, что в телевизоре маску не носит никто...

В общем – за пределами карантина – мы были вообще никому не нужны. Была пара мест, где кто-то от нас хотел подтверждения того, что мы вакцинированы... Попробую вспомнить... Гольф-клуб Laem Chabang, торговый центр Pattaya Central, какой-то буддистский храм ближе к Лаосу. Вроде всё. Остальным было всё равно на наш медицинский статус. Главное, чтобы все были в масках!

Да и то – Laem Chabang проверяющая девочка не смогла понять того, что это за странный QR-код в MorChana и сделала вид, что её всё устроило просто сфотографировав его. В остальные наши приезды девочка уже поменялась, и новую девочку устраивал сам факт существования какого-то кода у нас. В Pattaya Central охрана очень хотела, чтобы мы сделали check-in. Такая функция в MorChana присутствовала. Мы попытались его сделать, но для check-in был нужен местный номер телефона. Когда мы сказали, что у нас его нет (это была не совсем правда, но мы же обязаны были его иметь?), то нас пропустили внутрь без check-in (ну что взять с этих белых...). Ну и буддистский храм... Там было очень строго! Они даже не пустили нашего гида, который был не вакцинирован! Но трое из наших пятерых прошли вообще одному QR-коду, поскольку у остальных на смартфонах не оказалось в этот момент интернета. И это полностью устроило проверяющий персонал! Короче говоря – зверств не было нигде и никаких.

Спиртное... Во всех официальных заявлениях правительства Таиланда звучит мысль о запрете подавать спиртные напитки в ресторанах и барах. Только еда и ничего больше. Это нас немного беспокоило накануне приезда... Не сказать, чтобы это звучало криминально, но скорее всего определённые неудобства должно было вызвать – всё же приятно за ужином выпить пару пива или немного рома. Но правительство запретило!

Как бы это сказать... Короче, не налили нам только в ресторанах на территории крупных торговых центров. Скорее всего это было связано с тем, что торговые центры запретили ресторанам на своей территории продавать спиртное, чтобы случайно не попасть под какие-то санкции. А вот все остальные – положили просто огромный болт на этот запрет. Нам наливали вообще везде! Был ещё только один ресторан, где нам сказали, что пива налить не могут. Но оказалось, что это были понты – они не могли налить пива, поскольку специализировались на вине! А вот вина они уже налили от души. Странное, короче говоря, это указание правительства.

Возможно, что оно как-то влияет на работу уличных баров. Да, вот их реально не было. Все увеселительные заведения были закрыты. Walking street в Паттайе был реально мёртв вечером. Фотография сделана в 21:40.

Отдельным приключением стал поиск еды. Мы не могли себе даже представить такого в предыдущие приезды – в 21:00 закрывались все рестораны. И те, что остались на улицах. И те, что были в отелях. И room service. Вообще всё! После 21:00 работал только Doner Kebab на углу Second и Tai. Хотя нет, вру. Удалось ещё найти ресторанчик La Ferma у дельфинов, который готов был нас накормить до 23:00. Но он был реально единственный! Но ещё более странным было то, что мы были в нём единственными гостями, кто задержался после 22:00. Мы так и не поняли, где же ужинают все остальные туристы, которые какими-то молитвами всё-таки смогли добраться до королевства.

В рамках нашей прогулки – у нас был перелёт из Бангкока в Кхон Каен. Ну вот на этом то этапе – точно должны были быть серьёзные проверки вакцинирования, тестов и прочего? Вообще ничего. Вообще. Только паспорт проверили. Да и то не факт, что до конца – ведь все эти белые на одно лицо...

Наверное, это всё, чем я хотел поделиться в рамках этой статьи. Она наполнена некоторой болью в начале. Но окончание у неё вполне жизнеутверждающее. Королевство, как всегда, было волшебно, жители его были дружелюбны и радушны, а погода была как всегда прекрасна.

P.S.

На следующий день после нашего возвращения Таиланд приостановил программы Sandbox и Test&Go из-за опасений связанных со штаммом COVID-19 Omicron. На текущий момент одобрение новых заявок на ThaiPass приостановлено.