СОДЕРЖАНИЕ

Мини-трактор - стоит ли оно того?

19.11.2022

Зима 2021-2022 была на редкость снежной. Мы прилично намучались с уборкой снега с дорог по участку. А дорог у меня много…

Снег пытались убирать снегоуборщиком Champion. Название модели на нём не сохранилось, но это и не имеет значения – всё равно модельный ряд уже сильно поменялся. Неплохая штука, служила нем верой и правдой лет 6-7. Что в нём ломалось, но не глобально. Удавалось чинить малой кровью. Но беда была в том, что "ручной снегоуборщик" не мог справиться с высоким настом – ему просто не хватало сил на движение вперёд, он начинал буксовать и никуда не ехать. И можно было бы просто убирать снег чаще, но это не работает - перемёты за ночь надувает по полутора метров высотой. И снегоуборщик становится бесполезен. Остаются только лопаты. Очень тяжело и муторно.

Возникла идея купить снегоуборщик немного другого уровня.

Выбор подобного снегоуборщика - не самая тривиальная задача. Снегоуборщики в мире разделились на ручные (который у нас уже был) и на коммунальные. Не могу сказать, что коммунальный снегоуборщик плох! Экскаватор, типа кубового JCB 3CX, совершенно прекрасно справляется с уборкой снега в деревне. Но это немного многовато для очистки дорог на участке? Может и стоило, конечно, его купить… Но ведь к нему нужен ещё машинист! Нет, может быть в другой жизни…

А вот промежуточных вариантов в мире как-то не так и много. Это странная штука, которая называется "мини-трактор"…

В то немногое свободное время, которое у меня остаётся о общего головняка – я пытался найти хоть какую-то информация по подобным решениям. Как-то всё очень бедно. Предложения на рынке присутствуют, но насколько они адекватны?

Ну вот я и попробую написать беспристрастный отчёт о том, как это было. А было это странно…

Людей, которые торгуют мини-тракторами какое-то количество. Но в большинстве случаев, когда заходишь к ним на сайт - от ужаса начинает болезненно дёргаться глаз. А тут мне показался достаточно симпатичным сайт компании Гарден-шоп. https://garden-shop.ru/

Ну люди старались, делали. Нужно их поддержать.

Торгуют китайскими тракторами Скаут… Ну пусть будет Скаут.

Вроде в мире есть профессиональные мини-трактора. Японские там... Но нигде мне не удалось найти ни сравнения, ни описания нюансов. Ну японские, ну китайские. Как сделать выбор?

Определённую надежду на то, что эта штука имеет право на существование, в меня вселяла идея о том, что когда-то, лет 7-8 назад я купил пару китайских самоходных мотоблоков. Они были, конечно, не Скаут, а какой-то другой марки название которой мне и тогда ничего не говорило, а сейчас её уже и не существует. Но смысл был похожий. И эти мотоблоки прекрасно себя показали за прошедшее время. В них сломалось только то, что должно было сломаться. Несколько комплектов ножей ушло, вал сломался он нагрузки (у нас очень плохая почва), редуктор отвалился (за него зацепили огромное бревно и просто оторвали его), жесть пожухла, аккумулятор сдох. Но сам мотоблок держится и не сдаётся. Может быть трактора покрупнее будут такими же живучими?

Позвонил в Гарден-шоп, посоветоваться. Ответил мне Дмитрий. Общение было крайне адекватным. Из интересного – Дмитрий сказал, что под мою задачу подойдёт любой трактор. Но вот проблема – лёгкий трактор не готов убирать снег, поскольку ему будет банально не хватать веса. Он будет скользить по снегу и эту проблему устранить практически нереально. Я был склонен поверить в это идею, поскольку мой ручной снегоуборщик прекрасно скользил.

В качестве решения мне был предложен достаточно тяжёлый трактор Скаут TY-404 со снегоуборщиком. По словам продавца – данная модель отличалась от топового трактора TY-504 только мощностью (40 л.с. против 50 л.с) и отсутствием кабины. Мне понравилось это предложение. Пока не знаю, насколько болезненным для меня будет потеря 10 л.с., но к отсутствию кабины я был заранее готов. Идея в целом была здравая. Пострадав какое-то время я принял предложение.

Здесь я проявил просто чудеса предусмотрительности…

- А что, Дмитрий, может быть есть какие-то "допы" к трактору, которые мне нужно пробрести сразу, чтобы потом про это не беспокоиться? Типа ковриков для обычного автомобиля. Может быть есть какие-то улучшающие работу трактора детали, о которых мне нужно знать?

- Нет, что Вы! Трактор полностью укомплектован и ничего докупать не нужно.

- Точно?

- Точно!

- Может, хотя бы запасные срезные болты для шнека?

Тут ответ сразу получить не удалось, но после консультации с тех.отделом мне было сказано, что запасных срезных болтов не существует. Крепление шнека идём на обычных болтах М12 из Метизов. Там и докупите. Ну ладно… Что делать. Насильно мил не будешь.

Гарден-шоп прислал счёт. Вот тут началось уже что-то не то. И может мне и стоило обратить внимание на "знаки", но это не мой стиль. Счёт я оплатил через приложение Альфа-банк по QR-коду, и ничего не предвещало беды. Но через 20 минут позвонила служба безопасности Альфа-банка. Вообще последнее время звонок службы безопасности банка не вызывает ничего, кроме смеха, но я успел к этому моменту заметить, что платёж мой перешёл в какой-то неочевидный статус. Скорее всего они им в самом деле заинтересовались. Ну ладно. Нет, это правда был Альфа-банк.

Служба безопасности меня неоднократно переспросила – уверен ли я в том, что хочу сделать этот платёж. Уверен ли я в контрагенте? Да схренали я в нём могу быть уверен? Я спросил – может были уже проблемы с этим контрагентом, благо он тоже клиент Альфы? Нет, проблем не было. Но точно ли я уверен? Короче пять минут битвы, но платёж всё-таки прошёл. Но он прошёл, а осадочек остался. А точно ли трактор приедет? Может и нет никакого трактора?

Дальше были какие-то звонки из Гарден-шопа… Дмитрий самоустранился, и его место занял Александр. Тут никаких чудес не случилось, меня сразу предупредили, что отгрузка будет +/- через неделю, ну и где-то так оно и произошло. В процессе меня старались держать в курсе планов по времени.

Для экономии бюджета заказчика доставка осуществлялась "попутной машиной". Не знаю, что в этой машине было попутного. Это был обычный договор доставки между какой-то местечковой транспортной компанией, на доставку трактора из Тулы в Петербург. Стоимость мероприятия 29тр. Ну не сказать, чтобы бесплатно, но предполагаю, что ценник в меру адекватный. Чуть меньше 1000км.

Полез сейчас проверить адекватность ценника. Не знаю, насколько это правда, но первый попавшийся сайт показал мне стоимость в 14 рублей за км. Вроде великовата разница. Но опустим это. Тут у меня вроде не было ни к кому претензий (но вы обратите на это внимание).

Приключения начались на другом этапе. Перед отгрузкой мне позвонил Александр и поинтересовался "не будет ли у меня проблем с разгрузкой"? Я, ещё не много думая об этом, сказал, что скорее нет. Спустим по доскам, не проблема. На что мне было сказано, что по доскам это не так-то просто, трактор тяжёлый. Но я успокоил Александра, что что-нибудь придумаем. Тут тоже никаких претензий, весь геморрой я сам взял на себя. Но… Это единственная проблема, которая заинтересовала Александра. Всё остальное должно было быть нормально само-собой. Видимо.

И вот настал день Х.

Ну как разгружать трактор весом в 1500-1600кг? Строительный онлайн-калькулятор на прогиб деревянной балки. Расчетные величины в районе H250xW200, собранные из бруса плюс доска. Плюс промежуточные подкладки из бетонного поребрика, плюс подкладки из досок. Короче какого-то недетского геморроя я устроил себе на ровном месте. Но к приёму трактора мы были готовы! Ну как были готовы… Мне так показалось.

И вот тут, за кружкой кофе, совершенно случайно - я нажаловался на это дерьмо друзьям. И мне порекомендовали не мучать зверушку… Или нужны полноценные металлические направляющие для спуска тяжелой техники с прицепа (забыл название), или стоит воспользоваться услугами эвакуатора, который просто перегрузит на себя трактор из Газели, а потом его аккуратно выгрузит.

Желания покупать направляющие у меня особо не было (благо пол дня перед этим мы пытались их выдумать из того что было), так что идея с эвакуатором показалась разумной. И вы знаете… Первые попавшийся эвакуаторщик согласился на это мероприятие за 3000 рублей. Честно говоря только на подготовительные работы по сбору конструкции из дерева 250*200 – я потратил больше.

Но не тут-то было. Беда пришла откуда не ждали.

Предполагаю, что частично неправ во всей этой ситуации был я сам. Не знаю как это решается у остальных людей, но у меня возникла некоторая проблема. Оказывается я не очень умею управлять трактором! То есть общие принципы мне понятны, но вот управление конкретной моделью, которую я вижу впервые – оказывается может вызвать определённые сложности.

Нет, возможно, правильным был бы другой вариант. В правильном варианте я должен был поехать в магазин тракторов, посмотреть на него там, покататься на нём, понять что и как. Но вот незадача – Гарден-шоп заявил мне, что их выставочный центр в Петербурге (на который я собственно и рассчитывал) на текущий момент находится в стадии переезда. Старый уже закрыт, а помещение под новый они ещё не нашли, но рассчитывают открыться в начала 2023 года. Но снег то мне нужно убирать уже сейчас… Если бы не это обстоятельство, то я бы обязательно поехал посмотреть на трактор. Но ехать ради этого мероприятия в Тулу – сил и желания не набралось.

И вот передо мной стоит этот трактор в кузове Газели. А что с ним делать – не очень-то и понятно.

С первой проблемой помогли разобраться водитель и эвакуаторщик. Водитель знал где именно находится выключатель массы, а эвакуаторщик знал как именно его нужно повернуть, чтобы он включился. Звучит это смешно, но если ты его никогда не видел, то всё становится совсем не так и прозрачно.

Массу мы подключили. Забегая вперёд скажу, что это оказалась и не масса вовсе. Это оказался размыкатель плюса. Не знаю хорошо это или плохо по современным меркам, но есть как есть.

К чести прекрасного китайского мини-трактора – он отлично завёлся и в общем можно было ехать… Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что ехать нельзя – роторный снегоуборщик, который был уже смонтирован на тракторе, уверенно лежал на земле. Если ехать в ним в таком положении, то было понятно, что мы покоцаем и снегоуборщик, и Газель, и возможно даже эвакуатор. Нужно было его как-то поднять. К нему подходили гидравлические шланги и механизм подъёма у него определённо существовал.

Путём недолгих изысканий мы выяснили, какие именно рычаги отвечают за гидравлику. Не на 100%, но некоторая уверенность у нас появилась. Но в какую стороны дёргать за эти рычаги? Мы полистали инструкцию… Нет, ничего на эту тему в инструкции не было. Да и картинки там не очень совпадали с реальностью.

Ну была – не была. Стали дёргать за все рычаги в разные стороны. И знаете что случилось?!? Да вообще ничего как-то не произошло. В какой-то момент вроде даже немного закрутился шнек снегоуборщика. Ценности в этом было никакой, но хоть что-то. Но даже это мероприятие уверенно повторить у нас не получалось. А над душой стояли ещё водитель Газели и эвакуаторщик, которые аккуратно намекали нам, что им это всё не очень интересно и они хотят домой.

Я предположил, что самым простым будет позвонить в Гарден-шоп и просто попросить совета. Ну что может быть проще? Но нет. На дворе было воскресенье. Ни городские телефоны, ни сотовые телефоны людей с которыми я общался всё это время – были недоступны. На WhatsApp тоже никто не отвечал. Были только трактор и я.

Долго ли, коротко ли, решили мы попробовать выгрузить трактор поднимая снегоуборщик вручную. Не самое простое развлечение. Скорее всего нам немного мешала гидравлика. А может и не мешала – сейчас я уже не помню в каком положении я оставил рычаги на тот момент времени. Но было хоть и тяжело, но хоть что-то начало происходить. Два человека немного надрываясь держали снегоуборщик навесу, а я понемногу выезжал.

Уже потом я заметил, что выезжал я на четвёртой передаче. Оказалось, что коробка передач перевёрнута относительно стандартной автомобильной. Неожиданно, но в спешке я не обратил на это внимания.

Заглядывая назад я осознаю, что если бы мы пытались повторить подобное мероприятие путём спуска по доскам – скорее всего ничего путёвого у нас бы не вышло.

Дальше всё произошло достаточно предсказуемо, трактор был спущен и мероприятие по приёму трактора себя исчерпало.

Должны ли были эти люди при продаже выдать мне какие-то минимальные инструкции? Или я сам должен был как-то проявить для этого инициативу? Не понятно. Общее стечение всех обстоятельств было какое-то неблагоприятное.

Продолжу про приключения в той последовательности, в которой они собственно и происходили. Для начала нужно было добиться какой-то мобильности трактора – нужно было научиться поднимать снегоуборщик.

К этому моменту было уже уверенно выяснено, что за гидравлику отвечало два рычага. И к ним было подключено четыре гидравлических шланга. Вроде всё прозрачно и очевидно. Один из рычагов отвечал за вращение шнека. Но как-то хреново отвечал. Не каждый раз. Да и шнек крутился с какой-то такой скоростью, которая не должна была позволить убирать снег. Но пока мы этот вопрос отложили.

Второй же рычаг, предположительно, отвечал за подъём/опускание снегоуборщика. При наклоне рычага "вперёд" иногда было заметно, что снегоуборщик упирается в землю и пытается немного приподнять трактор. Но всё ещё было непонятно, что значит "иногда". А вот при переводе этого рычага назад – не происходило вообще ничего. При этом у этого рычага был фиксатор в положении "назад". То есть он уверенно фиксировался в заднем положении. Но ничего не происходило. Шляпа какая-то.

Было принято решение отложить всё это до понедельника, а в понедельник уже узнать у продавцов – точно ли именно так это должно работать?

А, кстати, вместе с трактором я заказал в Гарден-шопе ещё и какой-то небольшой комплект технических жидкостей, которые мне были бы нужны на замену после минимальной обкатки. Но водитель Газели сказал, что ничего не было. Только сам трактор. Странно. Ну понедельник, так понедельник.

В понедельник было мило со стороны Гарнден-шопа самим проявиться и поинтересоваться как прошла доставка. Мои рассказы о том, что я про них думаю, их немного расстроили и мне выдали следующего сотрудника. Сергей выслушал мои жалобы и попросил выслать видео с описанием проблем. Без видео никаких советов он дать мне не мог, поскольку модель 404 совсем новая и он её ещё не очень хорошо знает. Ну в целом возможно. Пошёл снимать видео.

И во время съёмки – случилось чудо! При отведении назад второго рычага – снегоуборщик, немного поскрипывая, поднялся! Это было победой. Хоть и какой-то непонятной…

После пары минут экспериментов (и последовавших комментариев Сергея) выяснилось следующее. Правый рычаг управления гидравликой на этом прекрасном тракторе имеет 4 положения.

  1. вперёд
  2. нейтральное
  3. назад
  4. назад до конца с фиксацией

Но разница между положениями "назад" и "назад до конца с фиксацией" тактильно не ощущается, если сидеть за рулём трактора. О ней нужно просто знать. А вот если нажимать этот рычаг стоя рядом с трактором, в не очень-то удобном положении, то можно почувствовать разницу. Что и случилось со мной.

Так вот – положение "вперёд" подразумевает опускание снегоуборщика "вниз". Положение "назад" - подъём снегоуборщика "вверх". Нейтральное положение поддерживает снегоуборщик в зафиксированном положении. А вот положение "назад до конца с фиксацией" - переводит снегоуборщик в плавающий режим, когда гидравлика не оказывает на него никакого действия и он просто болтается под своим весом.

В инструкции ничего про это не написано. Наверное, я должен это был откуда-то знать. Но откуда?!? Ладно, хрен с ним. Двигаемся дальше.

Пожаловался Сергею на то, что шнеки снегоуборщика крутятся плохо (медленно). Ответ был – должны крутиться нормально. Может мы слишком много от него хотим, а может быть всё будет лучше, когда мы увеличим обороты двигателя трактора. Пока мы особо не выпендривались, поскольку нужна была хоть какая-то первоначальная обкатка двигателя. Сошлись на том, что через 10-15 часов без нагрузки всё должно прийти в чувства и всё будет нормально.

Но, где же мои технические жидкости на замену? Задаю этот вопрос Александру. А тут всё просто! Поскольку отгрузка трактора была в субботу, то никто не проконтролировал погрузку и жидкости не были погружены. Неожиданно, да? Хорошо хоть трактор не забыли. Но, говорят, это не проблема. Сейчас отправим их вам СДЭК. Приедут быстро! Интересуюсь - а кто доставку-то оплачивает? Ну как кто? "Вы, конечно. Вам же масло нужно". Неожиданно. Немного удивляюсь, но проглатываю.

Жалуюсь Сергею на то, что гидравлика подъёма/опускания снегоуборщика работает достаточно странно. То есть в положении рычага "назад" снегоуборщик поднимается вверх. Правда он достаточно резко это делает, но если очень аккуратно нажимать (это непросто), то можно добиться какой-то плавности. А вот при переводе в положение "назад с фиксацией" или в положение "вперёд" - снегоуборщик всем своим весом резко падает вниз. Настолько резко, что регулировочные элементы высоты положения шнека, которые крепятся на болтах через овальные отверстия – забивает до упора в верхнее положение.

Да, говорят мне, есть такая проблема. Конструктивная особенность. Но можно докупить специальный регулировочный вентиль, которым можно поджать сечение гидравлического шланга. И тогда всё станет сильно плавнее. Что ж вы, говорю, сразу то не сказали? Ну это не проблема. Или сами его купите или можем мы его вам продать. Эх… Ладно, говорю, положите его в посылку к техническим жидкостям. Они всё равное ещё не выехали.

Но тут Сергей обратил моё внимание, что технических жидкостей я заказал маловато. И мне не хватит их даже на ТО-0. На мой вопрос – почему Дмитрий так мало их добавил в первоначальный заказ – ответа я не получил. Но зато Сергей мне предложил другой вариант – он добавляет в заказ всё, что реально будет необходимо и в этом случае стоимость доставки они берут на себя. Да и вообще, если я потороплюсь с оплатой, то заказ прямо сегодня и отправят. Напомню, дело было всё ещё в понедельник. Ладно, пойдём по этому пути. Оплатил заказ. Теперь почему-то уже на карту Сбербанка. Ну ладно, бывает…

Тут меня передали следующему сотруднику. Виктория. Ни Александр, ни Сергей не удосужились передать Виктории даже адрес доставки для СДЭК, который я обоим отправлял. Не очень мило, но бывает.

Первая проблема, которая возникла – оказывается СДЭК не несёт ответственности при перевозе канистр с маслом. Если они вытекут по дороге, то это будет моей проблемой. Первый раз про такое слышу, но ладно, согласился на то, что ответственность будет на мне. О боги, я ведь такой милый!

Всего через час возникла другая проблема. Оказывается нельзя отправить этот заказ СДЭК, поскольку общий вес посылки 60кг. И на выбор у меня либо Желдорэкспедиция или ПЭК. Но терминалы обеих этих прекрасных транспортных компаний находятся пёс знает где. А ПВЗ СДЭК, на который я рассчитывал, находился в достаточно удобном для меня месте. Но мне придётся ехать на терминал через весь город и забирать заказ там, потому что если отправлять заказ через СДЭК, то получается слишком дорого и они на это пойти не могут.

Тут я уже начал уставать от этого набора геморроя, который достался мне на ровном месте. Попробовал донести до Виктории, что для меня всё еще остаётся загадкой, почему все эти странные проблемы ложатся на меня, а не на того пингвина, который забыл погрузить масло в Газель. Хотя к самой Виктории у меня, вроде, претензий особо и не было. Видимо аргументы мои были сносные, поэтому мне было предложено Желдорэкспедицией доставить всё прямо до адреса уже за счёт Гарден-шопа. Этот вариант был вполне сносен. Надеюсь, что я окончательно не разорил этой доставкой Гарнден-шоп.

Всё бы ничего, но ни о какой отправке в понедельник, как оказалось, речи даже близко не шло. Посылку мою со скрипом отправили в первой половине дня среды. А на вопрос Сергею о том, почему отправили в среду, а не в понедельник, я получил потрясающий ответ "значит, получилось раньше отправить". Надеюсь, ничего смешнее со мной уже не случится. Хотя как знать…

Ладно, вернусь к трактору.

Пока шли все эти увлекательные препирательства мой механик пытался освоить трактор и привести в чувства то, что было нужно.

Больше всего его смущало поведение шнека (то, что он вращался слишком медленно). Но пока было не понятно что с этим делать.

Обнаружили течь гидравлического насоса одной из трубок. Задал вопрос Сергею.

- А, бывает. Там прокладка, её поменять нужно.

- Ну так пришлите мне эту прокладку?

- Нет, я такую у нас не найду. Купите где-нибудь в магазине.

Понятно. Механик полез разбирать этот блок и менять прокладку хоть на что-нибудь. А я пока отвлёкся. Когда я вернулся – механик радостно мне сообщил, что теперь шнек работает нормально! И скорость вращения соответствует! Что же было причиной, резонно интересуюсь я? Оказывается та жидкость, которой была заполнена гидравлическая система, при ближайшем рассмотрении была люто густой. Я не большой знаток гидравлики, поэтому принял данную информацию как есть. Настолько густой, что гидравлический насос просто не мог её толком перекачивать. Дело было в районе 13 ноября. На улице было что-то в районе 3°C. Может быть в Туле в этот момент было сильно теплее?

И механик заменил гидравлическую жидкость на новую. У меня какая-то была в запасе. И тут шнек заработал отлично! И в этот момент исчезло слово "иногда" в описании работы остальной гидравлики! Всё стало работать чётко и уверенно!

Можно, предполагаю, сделать вывод, что если бы гидравлическое масло было нормальным с самого начала, то никакой проблемы с разгрузкой трактора у меня бы не возникло. Но кто-то решил на этом попытаться сэкономить. Не знаю, китайцы ли это или сам Гарден-шоп. Но благодарность им передавать не хочется.

Поскольку шнек снегоуборщика начал вращаться – мы переключились на следующую проблему. Я уже описал механизм работы гидравлического рычага управления подъёмом/опусканием снегоуборщика. Но там был ещё и второй рычаг. У него уверенных два положения – "вперёд" и "не вперёд". В положении "вперёд" - шнек начинает вращаться. Возможно, что есть ещё положение "назад", но в нём ничего не происходит. Ну, по-своему логично - нет смысла крутить шнек в обратную сторону.

Но вот ведь казус. У этого рычага нет фиксации ни в каком из положений – он всё время возвращается в центральное, нейтральное положение. Не очень понятно, а как же работать на снегоуборщике? Получается, что тракторист должен всё время держать этот рычаг в нажатом положении. Но вообще-то трактористу нужно ещё рулить, переключать передачи да и вообще всячески пользоваться обеими руками?

- Сергей, я что-то не понимаю. Как это может быть?

- А, ну да. Это такая технологическая особенность. Нужно держать рукой. Иначе работать не будет.

- Но этого же не может быть? Тракторист не справится!

- Да, не справится. Ну, у нас клиенты по-разному выходят из этого положения. Кто-то верёвку привязывает, кто-то механизм фиксации делает.

Тут ещё нужно пояснить, что сам по себе рычаг изначально находится вообще в фееричном месте – прямо под сидением тракториста. Настолько под сидением, что если сидеть ровно, то этот рычаг в принципе нельзя использовать, поскольку он заблокирован слегка опустившимся вниз (на амортизирующих пружинах) сидением. Но это проблему удалось устранить перекручиванием рычага на 90° и он выбрался из-под сидения. Но ведь кто-то же его установил именно так? Этот человек ведь о чём-то думал?

Но фиксации у него всё равно не оказалось. Что-то там мой механик наколхозил. Но пока я ещё не проверял. Имейте в виду. Это прямо очень неожиданно.

Сам трактор. В целом всё выглядит неплохо. Если бы не течь гидравлического насоса, то можно было бы предположить, что с ним даже всё нормально. Ну как нормально… Да, почти все его кишки подвластны дождям и ветрам. Электроники у него не очень много, но какой-то количество есть. Фары, стопы, противотуманки, поворотники. Всё это, почти наверняка, долго не протянет, поскольку все разъёмы дешёвые и торчат наружу. Скорее всего это всё можно будет починить. Но этим нужно заниматься.

Из странного – гидравлические шланги к снегоуборщику закреплены на стяжках к раме трактора. Ну, наверное, так и должно быть. Это же трактор колхозника. Колхозим как можем.

Заднее навесное… Тут я до конца не понял. Наверное не хватает каких-то деталей. Поскольку вся гидравлика подключена сейчас на морду, то если руками приподнять задние гидравлические цилиндры (на них висят штанги для крепления заднего навесного), то где-то в районе ног водительского сидения начинает выплёскиваться прямо на пол гидравлическое масло. Предполагаю, что это достижение механиков Гарден-шопа, которые устанавливали снегоуборщик на этот трактор. Ладно, это мы чем-нибудь закроем.

Сзади трактора ВОМ, но поскольку у меня кроме снегоуборщика ничего для этого трактора нет, то и про ВОМ я пока ничего не знаю.

Привод вроде бы полный. Рычаг переключения есть. Но пока проверить в деле его не успели. Сейчас будет снега побольше, покатаемся!

Снегоуборщик. Вот оно - творение мастера! СКАУТ SB-1500. Напомню, снегоуборщик стоил 132 000 рублей и его монтаж стоил ещё 5000 рублей.

Первое, что шокировало – это механизм управления направлением выброса снега. С одной стороны механизма – автомобильные кнопки открывания окон установленные на какой-то убогой панели всеми кишками наружу. Ну ладно, тут экономили как могли. А вот с другой стороны от кнопок – потрясающие достижения китайской промышленности – дешёвый линейный актуатор для регулировки высоты выброса и привод от автомобильных дворников для регулировки направления выброса.

Само собой – механизм крепления всей этой трубы к корпусу снегоуборщика выглядит так, как будто его проектировал школьник. А сварено оно так, как будто его варил слепой крот. Центра не совпадают, зубчатую часть - то клинит в резьбовой втулке, то она перестаёт за неё вообще цепляться. Ограничителей нет никаких. Вот прямо – конструктор "сделай сам". Отличие от конструктора только в том, что часть деталей уже заварена и сделать что-то не очень просто.

При этом эти чудесные привода подключены к элементам управления через штыревые наконечники. Самые-самые дешёвые. Настолько дешёвые, что они даже не держатся друг в друге. Эх, прямо ощущение боли…

Если присмотреться внимательно, то становится понятно, что линейный актуатор стоит вообще не той стороной. Ему положено бы стоять мотором вверх, а не вниз. Если же его оставить мотором вниз, то внутрь вала начинает затекать вода, и жизнь этого актуатора становится крайне короткой. Но переставить его в нужное положение тоже нельзя, поскольку проектировщик был сильным духом и конечно же посадочные части начинают упираться не туда куда им положено и всё перестаёт работать. Труба 25*25, болгарка и какое-то количество свободного времени моего механика – и всё встало на свои места.

Больше всего возни ушло на нормальные прокладки для стыковки трубы и корпуса снегоуборщика. Это всегда больное место подобной штуки. Так что скорее всего с ним мы еще помучаемся.

И вот – срезные болты. Обманули меня в Гарден-шопе, конечно. Болты не М12. Болты М8. Но зато не обманули в другом – болты вообще не "срезные". Прямо болты как болты. Прочностью 5.8. На каждую половину шнека положено по инструкции поставить два. По факту стоит по одному. Но прямо хочется спросить всех этих людей – они точно видели снег? На всех снегоуборщиках, которые я видел вживую и на всех, что я видел в продаже – конструкция всегда одна и та же. Вал, на который передаётся вращательное усилие от двигателя. И на валу закреплены шнеки. В большинстве случаев – шнеки закреплены поштучно. В данном варианте – шнеки цельные. Левый и правый. И когда камень или большой кусок льда попадает в шнек – срабатывает защита в виде срезного болта и шнек просто перестаёт цепляться за вал. Ничего не сломалось, достаточно вытащить камень, заменить срезной болт и работать дальше. Здесь же проектировщик видимо перетрудился…

Сам шнек не выглядит способным рубить камни, если что. Нет, выглядит в меру неплохо. Сварной, крепкий. Но крепление на болт М8… Даже если его реально срежет, в чём я сомневаюсь, то его остатки просто замнёт между валом и шнеком и снять шнек с вала станет просто невозможным. Но это если его срежет. А если не срежет, то разлетится редуктор. Или гидравлическая часть. Даже не знаю что более болезненно.

Может быть я, конечно, преувеличиваю. Может быть там есть какой-то другой, неведомый мне, защитный механизм. Можно попробовать сунуть лом в работающий шнек и посмотреть что произойдёт. Но пока экспериментировать не хочется. Посмотрим как это будет выглядеть при реальной работе. На ручном снегоуборщике за сезон у нас уходит 20-30 срезных болтов. Как поведёт себя этот – не знаю…

Ну, подумал я, куплю срезных болтов в магазине. Не гордые мы. И снова пришла беда откуда не ждали. Диаметр вала снегоуборщика 25мм. Наружный диаметр шнека 35мм. Расчётное расстояние между канавками на срезном болте 25мм. Общая длина болта должна быть в районе 45мм.

А какого размера можно купить срезные болты для снегоуборщиков в магазине? Правильно! Хрен знает какого размера. Никто из продавцов и производителей не указывает размеры срезных болтов. Указывается диметр болта. М6 или М8. В лучшем случае, если очень повезёт, то указываются модель снегоуборщиков, к которым они должны подойти. Но нигде, нигде не указываются размеры. Ни самих болтов, ни срезных канавок. Я подумал, что в документации на снегоуборщик (например Champion) будет указан диаметр вала, так тоже нет. В документации указано, что вал есть. Зачем вам его свойства? Просто покупаете новый вал и всё. Нет, я конечно заказал несколько разных комплектов срезных болтов, но надежды не то, что они подойдут я не питаю. Пришлось вытачивать самостоятельно. Дешево, сердито, но как-то не технологично.

И вот ещё и снег то толком не выпал. А к нам пришла очередная беда. Трактор то дизельный. Поскольку покупка его была экстренной, то никакого теплого гаража для этого трактора я построить не успел. Так что жить ему эту зиму придётся на улице. Ну пусть даже под навесом, но всё равно на улице. А как заводится дизельный двигатель в -20°C? Автомобильный заводится средне. Но там всё высокотехнологично! А тут трактор… Предполагаю, что при такой уличной температуре у нас наверняка возникнут проблемы с его запуском. Да и вообще, наверняка и самому дизельному двигателю будет не очень хорошо при запуске в мороз. Как это скажется на его ресурсе? А я возлагаю на этот трактор ещё определённые надежды.

Оказывается в мире есть предпусковой подогреватель для дизельного двигателя. Прекрасное устройство, которое при включении в обычную розетку должно за полчаса хорошенько разогреть весь тосол в системе, а заодно и сам двигатель. Вполне вероятно, что с ним жизнь должна заиграть просто новыми красками. Лунфей / LongFei. Стоимость устройства около 1500-2000 рублей. Установка тоже вроде простейшая. Почему бы не поставить этот подогреватель на трактор сразу в Туле? Тут ответа никакого нет. Это я просто, чтобы поныть. Заказал на Ozon, доставка два дня. Скорее всего намучаюсь ещё с патрубками, но посмотрим.

Кстати, оказалось, что у трактора есть свеча накаливания, которая включается на половине оборота ключа зажигания не доходя до стартера. Очень мило с его стороны. Правда мой механик мне сказал, что на панели приборов обязательно должна быть индикация срабатывания этой свечи. Но нет, до таких немыслимых высот китайская техника ещё не дошла. Но само место, где должна стоять свеча накаливания и обеспечивать подогрев поступающего воздуха – греется. Значит она там есть!

Очень мило со стороны производителя было разместить на панели приборов вольтметр. Я уже было подумал, что его там нет и расстроился, что даже вольтметр придётся ставить самому. Но оказалось, что его не забыли. Просто поставили не совсем туда, где я его ожидал увидеть – его поставили не на основную панель, а совместили с тракторным одометром (в данном случае это счётчик моточасов, конечно). Но он есть и честно показывает, что именно происходит в системе бортового питания.


На какое-то время я отвлёкся он написания обзора. В нём явно не хватает фотографий. Но я ещё обязательно их добавлю.

Но пока я страдал – пришла зима и трактор начал эксплуатироваться. И он даже начал убирать снег! И неплохо начал. Неплохо, но как-то недолго. У меня даже не осталось видео, как именно он "неплохо начал" (чуть позже мне удастся найти этот видео у одного из помощников, оно ниже).

Где-то на 40 моточасах, хотя из них 20-25 было вообще обкаточных, так что где-то на 15 реальных моточасах роторный снегоуборщик SB-1500 стал работать как-то странно. То есть вроде он и пытается убирать снег, но при этом выкинуть на заявленные "до 15 метров" сил ему не хватает. А если уж вдруг попадётся чуть больше снега (а в документации заявлено, что он готов переварить до 45 см снежного покрова за раз!), то дальность выброса уменьшается где-то до 40 см. То есть он его проглатывает и его тут же им тошнит. Другого слова не подобрать.

Снял видео и отправил продавцам. Для начала мне сказали, что проблема скорее всего в самом снегоуборщике. И продавцы переслали мой запрос производителю снегоуборщика. Ну ладно, бывает. На дворе была пятница, всё на этом застопорилось. А нас заметает…

Пока суть да дело – я решил сделать что-нибудь умное. Дай, думаю, померяю давление гидравлики на выходе из трактора. Метнулся в магазин, купил специальный манометр с переходниками и прочим. Померил. Получилось 100 атм.

Полез искать сколько же должно быть.

Оказывается должно быть 200-400 атм.

https://garden-shop.ru/gidravlicheskaya-sistema-na-minitraktor.html

Но это, конечно же, развод чистой воды. Насос, который стоит на тракторе, имеет маркировку "E", которая говорит, что в самые лучшие свои дни он сможет дать только 160атм. Маркировка "F" также возможна, и тогда будет 200атм. Но с завода идёт именно "E".

Ну ладно, ждём ответа от производителя...

Ответ от производителя был неутешительный. Сначала там грешили на снегоуборщик. После отдельного указания на то, что происходит с манометром - сказали, что проблема может быть в гидрораспределителе. Потом начали валить на какой-то регулировочный болт.

Было похоже на... Даже слова не подобрать не матерного. После того, как выяснилось, что плохо стал работать не только снегоуборщик, но и система управления его подъмом - мне торжественно дали разрешение разобрать гидравлический насос и посмотреть, может с ним что-то не так? Насос отмаркирован как CBF-320. На сайте garden-shop говорят, что второе название "CBN-E320-CFHL". Не похоже. Если долго возиться на aliexpress, то больше похоже на "CBN-E320-FHL". Но это пока не точно.

Гарантийного мастера, кстати, присылать отказались. А чего его присылать? Таких насосов в наличии всё равно нет. Они заказаны, но когда будут - неизвестно. "Попробуйте сами".

Разобрали насос. Без слёз не взглянешь...

Шкив съеден, втулка разбита. Такое впечатление, что насосу уже прилично досталось в этой жизни. Вот только на счётчике моточасов ещё нет 50 часов.

Что же делать? "Ремонту не подлежит". "Другого на замену нет". "Можем попробовать прислать на замену CBF-316. Он послабже, но зато он есть". Ладно, присылайте. Уговаривал несколько дней. Отправили. Неделю ехал. Приехал.

Эффект от нового насоса был очень интересный! Гидравлика подъёмного механизма начала работать идеально! То есть, если раньше для того, чтобы поднять снегоуборочник было нужно прилично добавить газу, то теперь всё стало работать как часы! На холостых оборотах поднимается не быстро, но очень чётко. На оборотах повыше – поднимается быстро. Очень приятный эффект. Из этого эффекта можно сделать вывод, что гидравлический насос был сломан сразу с завода, поскольку такого чёткого срабатывания до этого не было никогда.

Но есть и ложка дёгтя. Сам снегоуборочник лучше работать не стал. Вот как было, так и осталось. Скорость вращения шнека небольшая. Скорость вращения выбрасывающего механизма такая, что хватает только на метр-полтора. Убирать дорогу так невозможно.

Рассказываю эту историю продавцам. Те валят всё на производителя самого снегоуборщика и на то, что скорее всего сломан гидромотор, который стоит на снегоуборщике. Несколько дней они сами ведут переговоры и в результате обещают прислать новый гидромотор.

Изначально на снегоуборщике стоял мотор НШ16М-3Л. Но продавцы, с кем-то там посоветовавшись, решают, что прислать мне нужно НШ10 и долго меня убеждают, что это будет гораздо лучше. Не знаю… Точно ли должно стать лучше? НШ16 имеет заявленные характеристики в районе 11-12кВт. НШ10 – 7-8кВт. Должен ли справиться насос/мотор, который на треть более слабый? Сомневаюсь. Но это мы ещё проверим.


Чтобы не ждать ещё неделю/полторы – я еду в магазин и покупаю болгарский аналог НШ16. Ставлю его на снегоуборщик и вуаля!!! Ничего не поменялось вообще. Неожиданно.



Жалуюсь продавцам. И вот тут вот я получаю тот самый ответ, которого я уже давно от них жду. "Ну раз всё поменяли и лучше не стало, значит оно просто именно так и должно работать. А Вы слишком много от него хотите".


Тут меня выручило, что с лучших времён у помощника сохранилось видео того, как должен работать этот чудо-трактор. А я думал, что уже не увижу этого прекрасного снежного выхлопа! Это явно расстроило продавцов, поскольку делать что-то всё-таки было нужно.

Возразить продавцам было нечего. Ну да и отправка мотора НШ10 была уже вроде как согласована.

Пока суть да дело, я решил попробовать сделать что-нибудь ещё умное. Начал искать какого-нибудь человека, который бы что-то понимал в гидравлике. Ну наверняка ведь где-то такой есть?

Начал с людей, которые специализируются на торговле гидравлическим оборудованием. Они меня порадовали, что у них хоть что-то было в наличии. Например НШ16. Называются "Гидравлические Системы". Они сжалились надо мной и дали мне контакт какого-то специалиста…

Специалист "Павел" был прекрасен. С самого начала разговора он дал понять что командовать парадом будет он. Потом долго рассказывал как сильно он занят и как ему тяжело выделить для меня время. Короче, набивал цену как мог. Цену, кстати, так никакую и не назвал в итоге. Хоть он, бедняга, и не смог справиться с google photos, но как-то я переслал ему фотографии и видео. По этим фотографиям он сделал единственно верный вывод – "Я к вам не поеду, на месте сложно разбираться. Вы сами снимите гидрораспределитель и привезите его мне. Тут посмотрим.".

Эх. А так хотелось, чтобы кто-то просто взял и что-нибудь починил. А не вот эта вот странная возня с деталями по очереди… О какой-то диагностике речь даже близко не шла! Ладно. Не судьба.

Нашли мне какого-то мастера по ремонту экскаваторов "Игоря". Игорь сразу сказал, что проблема точно в плунжерах! Без фотографий, без видео. Сразу! "Нужно снять их, и почистить. Там дел на пять минут". Приезжать отказался, сказал чистите сами.

Конечно… Только снять гидрораспределитель заняло часа два. Без этого плунжера не вытащить никак. Ладно, сняли. Сняли, разобрали, всё прочистили, промыли бензином, собрали. Ну результат уже предсказуем, конечно, да? Да, ничего не изменилось. Вообще.

Спросил у продавцов "Где же тот прекрасный специалист, о котором мне говорили на этапе продажи, который в случае проблем сможет приехать и проблемы решить? Что же вы его не пришлёте-то никак? Я правильно понимаю, что в случае такой удивительно сложной задачи он просто бесполезен и присылать его нет смысла?". И да. Ответ был хотя бы честным. Спасибо. "Да, Вы всё правильно понимаете".

Специалисты закончились. Осталось только страдать.

Кстати, отвлекусь... Где-то в этом месте истории я наконец узнал, что гидравлические приборы разделяются на "гидронасосы" и "гидромоторы". Вроде бы это было логичным с самого начала, но почему-то во всех спецификациях на НШ16 указано, что он называется "насос шестерёночный", хотя на снегоуборщике он стоит как мотор и вполне работает. Я было предположил, что просто терминология такая, но оказалось, что это не так. Оказалось, что НШ16 может работать как насосом (основное его предназначение), так и мотором. При этом мне объяснили про болгарский аналог НШ16: "Болгарский агрегат не рекомендовано использовать как мотор, но производитель не исключает такую возможность". Что бы это значило? Производитель не в курсе – может или не может? Ну бывает...

В итоге - я пока предполагаю, что всё просто и прозрачно. Поскольку новый гидронасос приехал с характеристикой приблизительно "28 литров/мин", а старый, который сломался был "50 литров/мин" (эти цифры я посчитал сам по маркировке насосов, 20ml/r – 2500r/m против 14ml/r – 2000r/min), то скорее всего мотору НШ16 просто не хватает объёма масла, поскольку он рассчитан на 33.6л/мин. Вот ему бедняге и не раскрутиться. Но это только моё предположение.

Попробовал поискать где можно купить насос CBF-320 (который CBN-E320-FHL). Всё перерыл – нигде нет. Обзвонил поставщиков других мини-тракторов – нет, такой насос ставится только на Скаут, у остальных совсем другие шлицы и размеры.

Заказал на aliexpress. Недорого, кстати. Что-то около 6тр. Но прогноз доставки где-то на конец февраля. Не знаю, будет ещё снег или уже нет.



На дворе 30 декабря, идёт снег, а мы убираем его лопатами. Трактор прекрасен, но уже почти три недели стоит мёртвым грузом. Наверное, к весне починим.



31 декабря наконец приехал новый насос/мотор НШ10. После установки вал вроде бы закрутился быстрее. Уже какой-то прогресс. Снега в этот день не было, так что решили ещё масло заменить до кучи, а то на счётчике моточасов было 50 и было вроде как уже пора.

Ну что могло плохого случиться в момент замены масла? Сняли старый фильтр, выбросили, слили старое масло. Поставили новый фильтр… А нет. Не поставили.

Полный комплект для ТО-0 был куплен в моём любимом garden-shop. Ну кому в здравом уме могло прийти в голову, что люди, которые будут комплектовать набор для ТО, положат не тот фильтр? А тут ещё новый год… Трактор простоял четыре дня без масла, пока хоть кто-то из продавцов начал отходить от новогоднего запоя.

На тракторе изначально стоял масляный фильтр JX1008. После некоторых изысканий и консультаций выяснилось, что фильтр имеет какую-то просто уникальную посадочную резьбу – М25х2. Гарден-шоп сказал, что нет никакой проблемы – купите с ближайшем автомобильном магазине! Так вот… Найти фильтр с такой резьбой в Петербурге – это вообще не тривиальная задача. Про существование такой резьбы не знает практически никто. Потратив на это реально день, обзвонив весь город и достав всех, кого только было можно – удалось найти ему замену. Это оказался MANN W940/18. Он, конечно, немного другой по геометрии, но для трактора это никакого значения не имеет. Зато посадочное совпало!

Хотя как совпало… Вроде как должно быть быть "М25х2". А получилось, что у MANN резьба называется "UNF 1"-12", что в метрической системе "М25.4х2.117". Вообще-то совсем не совпало. Но натянулось!

А ещё при ТО-0 мы выяснили, что поставщики перепутали и топливный фильтр. Его тоже нельзя было установить взамен старого. Он принципиально отличался по конструкции! Но тут выяснилось, что идиотами оказались мы, и что это мы перепутали фильтр грубой очистки и нормальный топливный фильтр, который ставится перед ТНВД. Стыдно, конечно. Но что же делать.

А ещё некоторое время назад полностью отказал щиток приборов. А там было полезное устройство – тахометр. Теперь мы остались без него и будем контролировать обороты двигателя исключительно на слух. Нашли перегоревший предохранитель на 30А, но его замена ничем не помогла. Пока отложим…


И вот – торжественный запуск нового насоса/мотора НШ10!

И снова ничего. Нет, стало немного лучше. Теперь он выбрасывает снег не на один метр, а на полтора. Но глобально ничего не поменялось. Да что же это за барахло то?

Выматерившись, полезли в очередной раз смотреть на регулировки гидрораспределителя. Состояние регулировочных болтов никак не отличалось от предыдущего раза, когда мы проверяли его с манометром. Но делать что-то было нужно.

На НШ10/НШ16 вроде было написано, что его рабочее давление 16мПа. А на манометре у меня было где-то около 14-15мПа. Начали крутить основной перепускной клапан. Докрутили до 160атм. И стало получше! Не сказать, чтобы идеально, но в целом на холостых уже стало достаточно пристойно! Даже появился хороший звук вращения лопастей вертикального выброса! Это было уже вполне кое-что!

Но тесты вживую показали, что хоть лучше и стало, но чуда не произошло. На холостых система ведёт себя достаточно прилично. Но стоит дать на неё нагрузку (в виде снега) – скорость вращения сильно падает. Это бросается в глаза и на скорости самого шнека, который начинает вращаться сильно медленнее - это приводит к образованию приличного снежного вала перед снегоуборщиком. Вертикальный выброс естественно тоже сразу замедляется – дальность выброса сокращается очень прилично.

В итоге получается, что для того, чтобы вся эта конструкция не начинала захлёбываться – нужно сильно уменьшать скорость движения трактора. И в этом вроде даже есть какая-то логика… Но вот беда – на маленькой скорости он начинает захватывать меньше снега. И кроме того, что это просто замедляет процесс уборки (что логично), так возникает ещё другая проблема – в вертикальный выброс попадает мало снега из-за чего лопасти вместо того, чтобы выбрасывать его полноценной "струёй" (как это было раньше) пытаются его разбить этот снег в пыль. И это опять сказывается на дальности выброса. Получается какой-то феерический косяк – если много снега, то он захлёбывается, если мало снега, то он просто улетает по ветру (вместо того, чтобы ложиться кучей вдоль дороги).

При этом старый бензиновый Champion всё время показывает нам как именно должен работать снегоуборщик. У него полный баланс внутренних механизмов. У него просто отличная снежная струя. И нормальное расстояние. Да, у него сильно меньше ширина шнека и его гораздо тяжелее везти. Но как снегоуборщик – он просто прекрасен!

UPD 2023-02-27:

С последнего обновления прошло два месяца и за эти два месяца случилось многое…

Начнём с панели приборов, про которую я уже упоминал. Она сгорела полностью одновременно со свечой подогрева топлива и предохранителем, её защищающим. Обратился в мой любимый Гарденшоп… Меня уговаривали и проверить проводку, и предохранители, и саму панель, да чёрта в ступе. Я честно пытался. Всё пытался. Но шансов не было. Панель явно бала неживой. Через 5 дней препирательств с обеих сторон они согласились взять её в ремонт. Не знаю, правда, что там можно отремонтировать, но искренне желаю Гарденшопу удачи!

Ещё успел приехать мой насос с aliexpress – CBN-325! Это было просто чудо, а не насос!!! Такого праздника трактор не знал с момента начала эксплуатации! По приезду нового насоса мой моторист заменил гидронасос 316 на 325 на тракторе и одновременно заменил гидромотор НШ10 на НШ16. И трактор начал хоть что-то делать!!! Появилась какая-то мощность! Да, её всё равно не хватает в случае нормально выпавшего снега. Да, он всё равно захлёбывается. Но стало всё равно лучше!


Но гидронасос продержался как-то недолго… Через 2-3 недели пришёл мой моторист и рассказывает, что что-то случилось, и в гидравлической системе трактора масло закончилось. Но при этом ничего не вытекло… Как это? А! Зато неслабо прибавился уровень масла в двигателе самого трактора! Неожиданно?

По словам моториста это значит, что выдавило сальник гидронасоса и масло перетекло в двигатель. Не знаю, как это возможно, но факт остаётся фактом. Понятно, что масло в двигателе сразу заменили, да и в гидросистеме тоже. Но что же делать с сальником?

Для начала нужно понять - почему же его выдавило? Ну тут всё оказалось достаточно просто, хотя и неочевидно. Сам по себе сальник, по заверениям специалистов, должен быть люто впрессован в гидронасос. Ну как люто? Обычной отвёрткой он от-туда выпрессовывается. Прям вот без огонька. Просто поддеванием. Я не специалист, но даже мне показалось, что там быть не должно.

Вот фото оригинального насоса CBN-320 (который давно сломался). В нём стоял сальник и его удерживало стопорное кольцо. После пары минут возни это выглядело как-то так.

Так вот разница оказалась неожиданной – в 320м насосе было стопорное кольцо, которое удерживало сальник, а в новом 325м – стопорного кольца не оказалось.

Я вообще программист. Я мало разбираюсь в гидронасосах. Но этого же ведь не может быть? Мало того, что оно туда хреново впрессовано, так ещё его там и ничего не держит? Шайтан.

Пару дней переживаний и выход был найден. Эта штука ждала своего часа где-то около 7 лет. Всё это время она была абсолютно бесполезна, лажала в самом дальнем ящике мастерской. И вот – это её звёздный час!!! Мне кажется, что она именно ради него была рождена! Это фрезерный станок PROXXON.

С помощью фрезера, с установленным на него самым дешевым пильным диском, удалось где-то за две минуты нарезать идеальный паз под стопорное кольцо! После пары корректировок по толщине паза стопорное кольцо идеально туда встало и явно удержит в следующий раз сальник. Жаль в этот раз оно не успело к своему часу – пока я искал этот странный станок, мой моторист просто переставил все внутренности от 325го насоса в корпус от 320го и трактор заработал сам по себе. Но ко мне всё равно уже мчится с aliexpress второй запасной насос! И я уже знаю как в него врезать стопорное кольцо! О боги, за что мне это?

А, ещё. Фото, правда, не сохранилось. При вскрытии насоса с ali, выяснилось, что собирали его кажется даже не китайцы, а какие-то пьяные пакистанцы, поскольку все прокладки были просто в чудовищном состоянии. Если не забуду, то сделаю фото, как приедет следующий насос. Но вообще – рекомендую сразу заказать там же на ali ремкомплект к этому насосу. В него как раз входят все резиновые прокладки.

Приятно порадовал Гарденшоп! Спросил у них где же мне добыть новую свечу накала для подогрева топлива при старте… Они почти без лишних вопросов сказали, что сейчас пришлют мне её. Мило с их стороны! Вот бы они ещё были не в Туле… Хотя для свечи накала это не так уж и важно. Хотя тут же они мне сказали, что гидронасоса для замены сломавшегося у них так и нет. И мою приборную панель они так и не починили. Спасибо им хотя бы за свечу накала! Чтоб их трактора хорошо продавались!!!

Заодно заказал у них несколько БРС для гидравлики. Так эти милые люди, хоть и после напоминания, так вообще прислали мне бесплатно масляный фильтр, о котором я писал выше (тогда они прислали просто не тот). А тут даже не попросили вернуть "не тот", а просто прислали нормальный. Мило. Верну им "не тот", но позже, когда кислый гидронасос буду назад отправлять. Пока подожду. Какой же я милый!




Заметки для себя:


Скорость вращения вала снегоуборщика без нагрузки при установленном "гидромоторе" НШ16М-3Л:
  • 370rpm на холостых
  • 1050rpm на средних оборотах
  • 1500rpm на полном газу